brussel

Транспорт Стамбула - метро, трамваи, метробусы и маршрутки

За две поездки в Стамбул я успел покататься на всех популярных видах общественного транспорта - метро, трамваи, метробусы, маленькие маршрутные автобусы, фуникулер, паромы. А еще узнал несколько вещей, которые помогут сэкономить денег на транспорт в столице Турции.

Весь общественный транспорт Стамбула можно условно поделить на две части: скоростной (rapid) и обычный. К скоростному можно отнести все виды метро, трамваи, метробусы, канатные дороги и паромы. Они в Стамбуле объединены в единую систему, которая рисуется на одной схеме. А еще все эти виды транспорта могут быть оплачены одним проездным билетом - IstambulKart, об этом будет ниже. Вот так выглядит единая схема скоростных видов транспорта (схема кликабельна):

Схема общественного транспорта в Стамбуле

Эту схему стоит сохранить у себя на смартфоне, если собираетесь в Стамбул. Она очень важна для перемещений по городу. Актуальную версию схемы можно скачать на сайте Транспортной системы Стамбула metro.istanbul. Еще такую схему можно установить в виде приложения на смартфон, их несколько, мне понравилось приложение "Istanbul Metro". На схеме видно, куда надо садиться, до куда ехать и на что пересаживаться, чтобы доехать до нужного места. Буквами M обозначен подземно-наземные линии метрополитена. Всего в Стамбуле семь линий метро, постоянно строятся новые станции и линии. Буквами T обозначены трамвайные линии. Бежевая линия через город с запада на восток - это метробусы. Еще обозначены канатные дороги, фуникулеры, трамвайчики и паромные терминалы. Расскажу о транспортной системе Стамбула в целом и немного о каждом виде транспорта отдельно.

В первой поездке мы жили в простеньком и недорогом отеле в центре города, недалеко от остановки "Beyazit". Отель был невзрачный, тесный, в старом здании с дикой сыростью. После наших жалоб нас переселили в другой отель, в котором были не сильно лучшие условия. Ну хоть центр города был рядом. Во второй поездке появилась возможность пожить в гораздо более комфортабельных условиях - в двух разных отелях сети Radisson Blu. Каждый из них хорош по-своему. Radisson Blu Residence Batisehir - совсем новый и шикарный, нам еще выделили номер-аппартаменты. А в Radisson Blu Conference & Airport есть номера с видом на взлетную полосу аэропорта Ататюрк, табло с самолетами в холле и бесплатный трансфер в аэропорт. А какие в этих Редиссонах огромные уютные кровати и вкусные завтраки, мммм! Однако расположены эти два Редиссона далеко от центра, особенно тот, что в районе Батишехир. Если во второй отель без машины можно было попасть на метробусе, в первый - только на маршрутках. Мы это приняли как вызов и на практике изучили общественный транспорт города.

Транспорт Стамбула

Проездная карта IstambulKart

Все вышеперечисленные виды транспорта можно оплачивать разово с помощью жетонов, которые стоят 5 лир. Или купить карты на фиксированное количество поездок. Но если вы приехали в Стамбул минимум на 2-3 дня и будете активно пользоваться общественным транспортом, то настоятельно рекомендую приобрести проездную карту IstambulKart. По ней проезд может быть дешевле даже более чем наполовину! Например, обычная поездка на трамвае или метро по карточке будет стоить 2,60 лир (1 лира - это около 16 рублей). Во время пересадок система делает скидки, и поездка может обойтись в 1,90 лир и даже меньше, вместо 4. Согласитесь, разница большая. Только проезд на метробусе по своей схеме, об этом ниже. По одной карте можно провести несколько раз, но на второго человека скидка уже действовать не будет. Так что если вас несколько и вы будете ездить часто, то рекомендую купить каждому по Истамбулкарт, затраты на карту окупятся уже через несколько поездок.

Продается IstambulKart на станциях метрополитена и в некоторых магазинчиках около метро. Выглядит как банковская карта, но без чипа и магнитной полосы, работает по NFC. Сама карта стоит 6 лир. Ее можно вернуть и получить эти 6 лир обратно, а можно оставить как сувенир. Ее могут вам продать уже с какой-то суммой на счету. Карта легко пополняется, для этого можно обратиться в кассы метрополитена, а лучше пополнить в многочисленных автоматах Biletmatik у станций метро, трамваев и метробусов. Выглядят они примерно так:

Транспорт Стамбула

Не надо судорожно искать, как бы переключить язык интерфейса на русский или английский (он там есть, но включается не так быстро, как хотелось бы). Просто приложите карточку к бежевой панели справа, на экране отобразится баланс. Пихайте в приемник купюру в 5, 10 или 20 лир, и автомат сразу зачисляет всю сумму на баланс. И все, больше ничего нажимать не надо.

Проезд оплачивается на входе на остановку или станцию. Даже у трамвайных остановок и паромов есть турникеты, куда надо бросить жетон или приложить карту. Оплату в самом транспорте принимают только маршрутки и обычные городские автобусы, которых на схеме нет, у них своя "система". Каждый турникет снабжен экраном, где видна стоимость текущей поездки и общий баланс карты. Удобно!

Стамбульский транспорт

Метро Стамбула

Стамбульское метро, на первый взгляд, мало чем отличается от метро в других городах. Но есть отличия. Самое заметное (и бесячее, к слову) - это необходимость оплачивать пересадку с одной линии на другую. Это поначалу не укладывается в голове, мы ведь привыкли один раз заплатить и ехать куда угодно, пока не выйдем наружу. А тут так не выйдет, катайтесь сколько угодно только в пределах одной линии, а пересадку оплачивайте. Хорошо хоть пересадки в течение 2 часов будут стоить дешевле, причем цена может быть уменьшена три раза за три пересадки. Например, третья пересадка может стоить уже меньше 1 лиры.

Второе отличие - это деление одной ветки метро на две. Обратите внимание, например, красная ветка на станции Otogar делится на две. Поэтому обращайте внимание на табло над путями, на котором пишется последняя станция приезжающего поезда. Так можно узнать, по какой подветке поедет поезд.

Еще одно отличие - это то, что некоторая часть путей проложена над землей, а не под ней. У стамбульского метро есть большой плюс - можно доехать от аэропорта Ататюрка до центра города на одном поезде. Вот так выглядит станция метро Атакёй, она наземная:

Транспорт Стамбула

Самая примечательная особенность Стамбула – это территориальная расположенность на разных частях света. Европейская и азиатская часть города разделена проливом Босфор. До недавнего времени между этими частями города можно было перемещаться только по двум полуторакилометровым платным автомобильным мостам (один недалеко от центра, второй на севере города) и на паромах. Это создавало большие неудобства для пешеходов (для них проход по мосту закрыт) и автомобильные пробки на мосту. Сейчас эта проблема, в какой-то степени, решена благодаря проекту Мармарай (Marmaray) – это ветка метро с одним из самых глубоких тоннелей в мире (наибольшая глубина 60 метров над уровнем моря). Сейчас эту ветку удлиняют с обоих сторон.

Транспорт Стамбула

На линии Мармарай работают современные поезда. Между вагонами поезда нет перегородок, и можно стоя в хвосте поезда наблюдать как изгибается состав в движении, очень интересное зрелище :)

Транспорт Стамбула

А еще в хвосте поезда окно выходит прямо на тоннель:

Транспорт Стамбула

Трамваи Стамбула

Трамваи в Стамбуле - это один из основных видов транспорта. Они там современные, тихие и быстрые. Пути почти везде проложены отдельно от основного потока автомобилей, и трамваи в пробках не стоят. Каждая трамвайная остановка, как я уже написал выше, с турникетами. Можно легко попасть на остановку зайцем, но если вас заметит сотрудник, сидящий у турникетов - будет атата в виде штрафа. А еще остановки снабжены камерами видеонаблюдения.

Транспорт Стамбула

Трамвайные составы очень длинные, наверное с половину наших поездов в метро. По факту, это сцепленные между собой два длинных трамвая-"гармошки". Таким трамваям не нужно кольцо для разворота, машинист просто пересаживается с одного места на другое и едет в обратном направлении.

Транспорт Стамбула

От площади Таксим по улице Истикляль едет ретро-трамвай, на котором можно прокатиться:

Стамбульский транспорт

Метробусы

Метробусами в Стамбуле называют длинные автобусы, которые ездят по выделенной и огороженной линии с западной части города до азиатской. Линия всего одна, не ошибетесь, нужно только правильно выбрать направление. Их дорога нигде не пересекается с автомобильной (по крайней мере я не видел пересечений). Ждать их долго не надо, они ездят друг за другом. Тем не менее, загрузка метробусов очень большая. Еще интересно, что они ездят в противофазе с основным потоком, движение метробусов левостороннее.

ВНИМАНИЕ! Тарификация у метробусов уникальная, она зависит от количества остановок, которое вы проехали. При проходе через турникет у вас спишется 3,8 лир. На выходе из остановки нужно приложить карту к специальному аппарату "Para Iade Makinesi", и система вернет вам разницу между максимальной суммой и фактическим количеством остановок. Мы этого не знали и всю поездку ездили на метробусах по максимальному тарифу :)

Транспорт Стамбула

Так как выделенные полосы, по которым едут метробусы, находятся посередине шоссе, остановки с обочинами соединяют эстакады для людей:

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Будьте готовы к тому, что в метробусы битком набиваются люди. Лайфхак от меня: в часы пик дождитесь, когда подъедет сразу несколько метробусов и садитесь в последний, там обычно меньше людей.

Транспорт Стамбула

Мне понравилось стоять в самой передней части метробуса, прямо у водителя, тут крутой обзор вокруг :) Особенно классно ехать на метробусе, когда видишь машины, стоящие в пробках в нескольких метрах от выделенной полосы :)

Транспорт Стамбула


Маршрутки Стамбула

В городском потоке можно заметить маленькие прямоугольные автобусики или более привычные нам микроавтобусы. Так выглядят стамбульские маршрутки. В большинстве случаев они не имеют номеров, их маршрут нужно узнавать по табличкам или устно у водителя. С помощью маршруток можно добраться до тех мест города, куда не ходят метро и трамваи. Заранее спланировать поездку на маршрутке бывает непросто, так как у них нет номеров. В первый день мы бродили по площади Шириневлер, где собирались десятки разных маршруток, и долго не могли найти нужную нам маршрутку. Даже местные смогли помочь с третьего раза. В итоге выбрали ту, что едет почти до нужного места, а дальше пешком. Позже обнаружили, что в то самое место едут маршрутки с другой станции метро. По городу ездят еще обычные автобусы с номерами, но их не так много, как маршруток.

Стамбульский транспорт

Паромы

Если хотите разнообразить ваши прогулки по Стамбулу, то рекомендую прокатиться на паромах. На них, например, можно пересечь Босфор, чтобы побывать в азиатской стороне города. Ну и несколько других маршрутов, их можно увидеть на схеме и на карте Гугла. Паромы в Стамбуле - это полноценный вид общественного транспорта, тоже оплачивается по IstambulKart и тоже стоит 2,60 лиры. Но эти паромы можно воспринимать и как вид развлечения. На них есть туалеты, бар с напитками и закусками. Вот так, например, выглядит паром, который нас вез из района Арнавуткёй к Галатскому мосту:

Транспорт Стамбула

А это более современные паромы, которые ходят от Галатского моста (пристань Эминёню) до пристани Ускюдар на азиатской стороне Стамбула:

Транспорт Стамбула

Перед посадкой на паром нужно пройти через обычный турникет, который также считывает Istanbulkart, списывая обычную же плату в 2,60 лиры (или 1,90 со скидкой):

Транспорт Стамбула

Фуникулеры и канатные дороги

В некоторых холмистых районах Стамбула работают рельсовые фуникулеры и канатные дороги. На канатках я прокатиться не успел, а вот на одном фуникулере покатался, который ходит между площадью Таксим и остановкой Кабаташ. А всего фуникулеров в системе три, они на схеме помечены коричневым текстом.

Такси в Стамбуле

В Стамбуле, вроде как, работает Uber. Но гораздо популярнее обычные желтые такси, которых по городу очень много. Искать и ловить их несложно, свободные машины, проезжая мимо, сами приостанавливаются и внимательно смотрят на реакцию гуляющих. Иногда даже бибикают, привлекая к себе внимание. По стоимости проезда ничего сказать не могу, такси опробовать не успели.

Если есть вопросы - спрашивайте.




Пригласите в тур или закажите обзор/репортаж в моем блоге.
Пишу подробнейшие фотоотчеты про места и вещи, которые выходят в топ выдачи поисковых систем.

Закажите продвижение сайта.
Исследую сайты клиента и конкурентов, изучаю сферу деятельности, собираю семантическое ядро, проектирую сайты, пишу ТЗ для программистов и контент-планы для копирайтеров.

Добавляйте в друзья в социальных сетях.
FB vk tw ins

Записи из этого журнала по тегу «путешествия»

promo unis январь 14, 2014 02:08
Buy for 100 tokens
Мой блог входит в ТОП блогов на платформе Livejournal.com. Посетители - люди в возрасте 25-45 лет, продвинутые пользователи компьютерной техники и интернет, со средним уровнем дохода, интересы - автомобили, путешествия, гаджеты, фототехника. Мои публикации часто оказываются в ТОП10 выдачи поисковых…

Вроде бы более отдаленные маршруты (на Адалары, например) стоят дороже обычного проезда. Кроме того, не все паромы принимают оплату картами, есть разные компании. Мы так попали, надеялись на проездной, а с нас не только потребовали деньги, но и наличку!

А я на канатных дорогах не покатался. Причем одна смотровая площадка была рядом с тем местом, где я был, а про нее узнал только вечером :)

Ну а еда - это отвал башки, конечно. Скучаю по тамошним фастфудам и ресторанчикам )
Слушай, в 2014 году по центру города ездили тележки с сокодавилками, в этот раз их не было. Но я купил в магазине пакетированный гранатовый сок, неразведенный. Он не хуже :) Ядерный такой, как вино его можно пить )
Ага, новые линии, и проезд подорожал. Я тоже писал пост, но он наполовину неинформативен, здесь полезной инфы больше.
По тюнелю катался в первый приезд, но не сделал нормальные фотографии. А так фуникулеры мельком упомянул.
То чувство, когда в Турции общественный транспорт на порядок лучше, чем в Германии. И это я даже и не упоминаю про транспорт на родине. :(
Был когда-то. Если не брать автобусы (они действительно хорошие, но в плане автобуса мало что можно придумать: автобус - есть автобус), то транспорт во многих городах уже сильно изношенный и технологически относится к предыдущим поколениям. Например, в Дортмунде на большинстве линий метро в вагонах даже нет кондиционеров, а т.к. большая часть их маршрута проходит не под землёй, а на поверхности, то можешь представить, что в них творится летом, когда на улице больше +30.