more

Как мы топили в грязи новенькие BMW

Как думаете, что будет, если запустить новые полноприводные BMW вот в такую грязь? Выберутся? Или будут беспомощно буксовать? У меня была возможность проверить это в реале за рулем, и результат немного удивил!

BMW Driving Experience

А вообще, все началось с безобидного приглашения со стороны BMW Russia посетить центр водительского мастерства BMW Driving Experience, который расположен недалеко от Москвы, на территории горнолыжного курорта Сорочаны. Там мы узнали ответы на многие вопросы. Например, знаете ли вы, на каком максимальном уклоне автомобили BMW способны стоять боком? Чем система xDrive лучше других систем полного привода? Что нужно сделать, чтобы начать дрифт на заднем приводе? Все это, и еще немного, есть под катом.

BMW Driving Experience

В центре BMW Driving Experience проводят курсы по большому количеству направлений: от базовых курсов для начинающих водителей до спортивной и профессиональной подготовки. Самым популярным направлением, как мне кажется, является направление контраварийной подготовки. Такая подготовка важнее обладателям очень мощных автомобилей, ведь надо уметь совладать с этой мощностью. Дернул не туда руль или сильнее обычного газанул на скользкой дороге - и автомобиль может вынести на встречную полосу или в кювет... Обучение в центре предназначено для всех желающих. Однако самыми частыми посетителями, естественно, являются клиенты дилерской сети BMW в России, то есть покупатели новых автомобилей марки BMW.

В рамках знакомства с центром водительского мастерства, мы прошли обучение по двум направлениям - Off-road и Drift. Все курсы начинаются с обязательной теории. Проходит она в двух небольших помещениях:

BMW Driving Experience

BMW Driving Experience

Вначале мы познакомились с инструкторами, затем нас поделили на две группы: на бездорожье и дрифт. Мы остались на бездорожье, в распоряжении шеф-инструктора центра - Кирилла Папкова (крайний справа):

BMW Driving Experience

Мы разбирали все свойства автомобилей, которые так или иначе влияют на проходимость, а именно:

- клиренс
- угол въезда, съезда и переезда
- привод
- трансмиссия
- двигатель
- центр тяжести и развесовка.
- колеса
- ну и водитель, конечно

BMW Driving Experience

Теоретическая часть курса продолжалась чуть больше часа. Все, что нам рассказали о езде по бездорожью и особенностях системы полного привода автомобилей BMW, мы успели попробовать в деле. Для этого, специально для центра водительского мастерства BMW, обустроен карьер в 5-ти минутах езды от центра. Общий вид на карьер:

BMW Driving Experience

BMW Driving Experience

Практическая часть Off-road курса у нас проходила на автомобилях BMW серии X: две X3 и один X5. Впервые эта серия была выпущена с конвейера в 1999 году, это был X5 с индексом кузова E53. Кстати, есть в народе распространенное мнение, что высокий автомобиль с полным приводом - это внедорожник. На самом деле, серия X была одной из тех, которая попала в относительно новый класс автомобилей, называемых "ВСЕдорожники". Или, как говорят в народе, "паркетники". Они способны на большее, чем автомобили только с передним или задним приводом, но на абсолютном бездорожье могут спасовать. Немцы проводили опрос, по результатам которого выяснилось, что около 98% покупателей BMW X5 вообще не планировали съезжать с асфальта :)

BMW Driving Experience

Начали с однократного заезда на приспособление, которое называют "качели". Она демонстрирует степень распределения веса по длине автомобиля. По тому, что мы увидели, можно сказать, что развесовка автомобилей BMW близка к равномерной, то есть 50 на 50 в процентном соотношении. Такая развесовка оптимальна с точки зрения безопасности движения автомобиля и хорошей управляемости, так как все 4 колеса будут иметь примерно одинаковое сцепление с дорогой.

BMW Driving Experience

После качелей нам показали, как заезжать на рампу для диагонального вывешивания автомобиля. Медленный и аккуратный проезд через эту рампу наглядно показывает, как система полного привода автомобиля контролирует колеса. Через эту штуку сможет проехать только автомобиль с полным приводом. Ведь достаточно одному из ведущих колес обычного моноприводного автомобиля, без блокировок дифференциалов, зависнуть в воздухе, то второе крутиться не будет, и машина не сможет поехать дальше. Вспомните случаи, когда автомобиль одним колесом зарывался в снег или грязь: оно отчаянно буксовало, а второе находилось в покое.

BMW Driving Experience

Еще одна демонстрация - открытие дверей при диагональном вывешивании. Таким образом можно примерно оценить жесткость кузова. У BMW с этим все в порядке: двери, в таком состоянии автомобиля, открываются и закрываются без проблем и лишних усилий. А у моего Nissan Tiida жесткость кузова так себе, на неровностях пятая дверь отклоняется в сторону на несколько сантиметров.

BMW Driving Experience

Следующее упражнение, если можно так выразиться, это подъем и спуск. Для этого вы по очереди заезжали вот на такой пологий холм и спускались с него. Здесь можно было прочувствовать в работе системы HSA (Hill Start Assist) и HDC (Hill Descent Control). Первая система помогает около трех секунд удерживать автомобиль на подъеме без необходимости использования ручного тормоза. Это актуально при остановке на подъеме, если сзади есть преграда.

BMW Driving Experience

А вот HDC более сложная система. Она обеспечивает безопасный спуск автомобиля с холмов и гор. Это достигается при помощи выборочного торможения каждого колеса, чтобы автомобиль не занесло. Дополнительно, эта система при спуске работает как круиз-контроль в диапазоне скоростей от 5 до 25 км/ч. Система, при необходимости, может даже блокировать колеса, чтобы замедлить автомобиль и сохранить курсовую устойчивость при спуске.

BMW Driving Experience

Если упрощенно, то смысл системы HDC в том, что можно скатиться с горы или холма просто отпустив педаль газа и тормоза. Да, это может показаться непростым, особенно, когда спускаешься вниз и машину слегка заносит. В любом случае, надо включить эту систему, отпустить все педали и просто рулить до полного спуска. HDC нам помогал еще на паре других упражнений, например, при вот таком продолжительном спуске с приличным наклоном:

BMW Driving Experience

Еще одно, наверное, самое зрелищное упражнение, было на конструкции для бокового и продольного проезда. Первым делом, мы заезжали на холмик, чтобы поставить автомобиль под приличным боковым уклоном, а именно около 60% (это около 32 градусов).

BMW Driving Experience

Таким образом, можно оценить устойчивость автомобиля на уклонах, еще иногда применяется термин "коэффициент переворачиваемости". Сидя за рулем кажется, что еще немного - и машина перевернется набок. Но так только казалось, центр тяжести у автомобилей BMW достаточно низкий, чтобы выдержать такой уклон. Инструктор даже повис на машине, чтобы продемонстрировать это:

BMW Driving Experience

На самом деле, паркетники BMW способны выдержать и бОльший уклон, просто производитель занижает эту цифру во избежание... ну вы поняли. Кстати, в практике инструкторов был случай, который предоставил возможность проверить эту теорию с максимально возможным боковым уклоном. В Зеленогорске проводился тренинг по полному приводу для дилеров. Там приготовили площадку для оффроада, в том числе, построили такую же горку для проверки бокового уклона. Вот только подрядчики неверно поняли задачу, и построили горку с уклоном не 32 градуса, а 42, то есть за 80%! Инструкторы не заметили это сразу, и заехали на горку за рулем X3. Там пришло понимание, что что-то не так. Машина еле держится, и медленно сползает с горки вниз. Инструкторы, заподозрив неладное, запустили в айфоне программу, которая показала реальный угол. В тот раз обошлось, они медленно и не дыша сползли, а горку перестроили на нужный градус.

Также, на боковую устойчивость влияет перемещение центра тяжести. Если, например, установить на крышу бокс с багажом, то предельный уклон для автомобиля снизится, ибо центр тяжести переместится немного вверх. И еще, при проезде по уклону следует обращать внимание и на небольшие препятствия, вроде корней деревьев, в этом случае поможет штурман. Да и вообще, на сложных участках дорог рекомендуется применять усилия двух людей. Один едет, другой смотрит и подсказывает. Так мы и работали на практике.

Еще немного про подъемы и спуски. Мы со школы привыкли оценивать угловое отклонение в градусах. А в автомобильной среде уклон (степень крутизны подъема и спуска) измеряется в процентах. Честно говоря, еще не понял до конца, как оно высчитывается, но ориентир примерно такой: если на 100 метров длины дороги есть подъем на 10 метров, то это уклон дороги 10%. Предельный подъем - 100%, то есть 45 градусов, это 100 метров длины дороги на на 100 метров изменения по вертикали. На такой подъем машина способна забраться только в идеальных условиях на хорошей резине. Если подъем покрыт льдом, то она даже 50% не осилит. Кстати, есть простой тест, позволяющий узнать, заберется автомобиль в горку или нет. Если вы летом в летней обуви сможете подняться на горку не упав, то и машина в летней резине сможет.

BMW Driving Experience

Кроме опасности падения на бок или переворачивания, узлы автомобиля на критических углах наклона может получить повреждения, связанные с масляным голоданием или перетеканием других видов технических жидкостей. Это тоже надо учитывать, когда надо переехать приличный уклон.

Кроме всего перечисленного, у нас была возможность оценить, как машина переезжает неровности прямо или под углом к помехе. Сначала переехали тот самый холмик, но на этот раз полностью перевалившись через него:

BMW Driving ExperienceBMW Driving Experience
BMW Driving Experience

А потом на другой конструкции. Посмотрите на фотографию ниже, автомобиль не поднимется наверх, так как бампер упирается в твердую поверхность:

BMW Driving Experience

Проехать здесь можно также, как и выше - под углом и очень медленно. Если поставить машину под углом к неровности, и заехать на нее сначала передним колесом, а потом всеми остальными, то проблема заезда решается. Так что углы въезда и съезда тоже надо учитывать, даже на высоких автомобилях. Плюс ко всему, не стоит забывать про проезд задней части автомобиля. Перед пройдет, а зад может встрять, оторвет бампер. Особенно если есть фаркоп.

BMW Driving ExperienceBMW Driving Experience
BMW Driving ExperienceBMW Driving Experience

Летом на полигоне еще можно проехать по бассейну с водой. В тот день бассейн осушили, что бы вода не замерзла и не разрушила бассейн. А вообще, глубина преодолеваемых бродов на паркетниках BMW - 50 сантиметров (где-то около номерной рамки). Но при условии проезда водной преграды не быстрее 4 километров в час, чтобы на образовалась волна. Если уровень воды вокруг машины будет больше 50 сантиметров, то вода может попасть в важные агрегаты и сильно сократить срок их службы. Кроме того, есть такой показатель, как герметичность кузова. Если кузов очень герметичный, то автомобиль может начать плавать и потеряет сцепление колес с твердой поверхностью.

Еще одним испытанием для нас и наших машин был круговой проезд по внедорожной трассе.

BMW Driving Experience

Большую часть проехали без проблем, а самое интересное началось в овраге. В тот день шел дождь, и поверхность карьера состояла из месива грязи и глины. Спускаться мы спустились (нам помог тот самый HDC), только рулем корректировали скольжение машины в грязи. А вот с подъемом возникли проблемы. Сначала машины не хотели карабкаться наверх, пришлось брать подъем с разгона. У меня получилось, а у коллеги... сами посмотрите :)

BMW Driving Experience

Но за трактором ехать не пришлось, инструктор вытащил машину из этой ситуации, и даже умудрился подняться наверх. Правда, после этого образовалась нехилая колея, и следующей машине не рекомендовали ехать туда :) В любом случае, я был впечатлен работой системы полного привода BMW - xDrive. Она отвечает за все блокировки, перераспределения тяги между осями и колесами, чтобы машина сохраняла стабильность движения в подобных ситуациях.

BMW Driving Experience

Впервые xDrive на автомобилях BMW появился в 2003 году. А полный привод - в 1985 году на третьей серии E30. И БМВ был первым, кто распределил тягу между осями несимметрично, в соотношении 40 на 60 (на то есть долгое обоснование, не буду тут грузить). Многие производители потом переняли опыт BMW в этом плане.

В чем глобальный смысл этой системы? В некоторых автомобилях, чтобы включить полный привод, надо включать специальные режимы, начиная от нажатия кнопки в салоне и заканчивая переключением перемычки на колесах. Демультипликаторы, хабы, блокировки, раздатки, вискомуфты. В идеале, во всем этом надо разбираться. А что нужно, чтобы ездить на BMW по бездорожью? А ничего, просто включить D и ехать. За все блокировки и перераспределение тяги между колесами в BMW отвечает xDrive. В преимущества этой системы инструкторы записали способность работать при перегрузках, тогда как аналогичные системы полного привода других производителей (например, муфта Haldex) в таких условиях легко перегреваются. На БМВ инструкторы, в разное время, перегревали все, xDrive держался молодцом. Плюс это самая быстрая система на рынке, скорость реакции измеряется в долях секунды.

BMW Driving Experience

Кстати, на тестовых машинах стояла обыкновенная штатная резина, так что никаких трюков, все делала электроника:

BMW Driving Experience

Бонусом залил 2-х минутное видео копошения в грязи BMW X5




Если где-то наврал - поправьте, иногда слушал одним ухом. А в следующем посте я расскажу и немного покажу, как мы на BMW жгли резину в дрифте :) Не уходите далеко!

BMW Driving Experience

---
* Нравятся автомобильные путешествия? Подпишитесь на обновления моего блога, впереди много интересного.
* Понравился пост? Поддержите автора комментарием.
* Хотите почитать еще по теме? Посмотрите каталог постов блога по тематикам.

* Я пишу обзоры устройств и автомобилей, провожу конкурсы, участвую в блог-турах. Способы связи со мной указаны здесь.

promo unis january 14, 2014 02:08
Buy for 100 tokens
Мой блог входит в ТОП блогов на платформе Livejournal.com. Посетители - люди в возрасте 25-45 лет, продвинутые пользователи компьютерной техники и интернет, со средним уровнем дохода, интересы - автомобили, путешествия, гаджеты, фототехника. Мои публикации часто оказываются в ТОП10 выдачи поисковых…
Не-не, не уйду!
Очень впечатляет! У карьера вид устрашающий, конечно. Не дай бог заехать в такие ...э-э-э.. грунты вдали от цивилизации.
Любая полноприводная машина на нормальной резине выехала бы оттуда и без системы xDrive:) Тут вопрос в том, что я не видел ни одной BMW на грязевке) Так-то конечно прикольная система.
У меня на моноприводе есть электронная имитация блокировки межколесного дифференциала. Это к тому, что одно колесо будет бесполезно болтаться в воздухе крутясь, не будет.
А опыт у тебя хороший случился, полезный.
Прочитал с интересом, но было закономерно скучно читать про фешенебельные иномарки. Нивы, луазы, запорожцы рулят.... Ваши бмв не пройдут по колее К-700 по жуткой грязи. Поверьте моему опыту.... Ваши машины для перевозки телок и и мужиков
Оффроад то конечно так себе, но для паркетников самое оно. В целом конечно идет повальная тенденция что электроника вытеснят старые добрые механизмы. Это конечно радует но немного огорчает что электроника вытесняет и само участие водителя в процессе.
Я за то, чтобы был выбор. Если хочет человек, чтобы электроника сама решала - тогда берет BMW или любой другой паркетник с подключаемым ПП. Если хочется чего-то, что хочется пощупать вручную - есть LR Defender или УАЗ, на худой конец, например ) Но таких машин все меньше, это да.