brussel

Школа экстремального вождения Renault Winter Driving School

Курсы экстремального и контраварийного вождения есть у многих автомобильных брендов. Навскидку вспоминаются курсы от Audi, Porsche, BMW, Land Rover (хотя у последнего больше небольшой внедорожный тест-драйв, чем курсы). Я в своей водительской практике успел пройти подобные курсы от питерского дилера SKODA, от школы Orange Drive и на московском полигоне BMW Driving Experince. Компания Renault в подобных активностях ранее замечена не была. Но сначала они смогли удивить нас шикарным двухдневным тест-драйвом по бездорожью Грузии (можно считать курсами внедорожной езды), а спустя пару месяцев подготовили нечто под названием "Renault Winter Driving School". Посмотрим, что из этого вышло.

collage.jpg

Все началось с трансфера из центра Питера в Карелию, на базу отдыха "Ладожская усадьба", что совсем рядом с городком Сортавала. Очень приятное место, надо отметить. Теплые и уютные коттеджи, вкусная еда в ресторане, отличное обслуживание. Нашелся только один жирный минус: дорожки на территории усадьбы заледенели и их ничем не посыпали. Но это не испортило впечатления от самого мероприятия, которое прошло безупречно.
2
Renault Drive

Наш коттедж:
3
Коттедж

Красиво:
4
Renault Drive

Вечером собрались на брифинг, где рассказали про то, что будет происходить следующие два дня. Сначала рассказали про автомобили, на которых мы будем кататься. Это уже хорошо знакомые нам Renault Duster в версии Dakar, относительно новые Renault Kaptur, и эксклюзив - совершенно новые Renault Koleos. Последних было два экземпляра, и оба - единственные на всю Россию. Официальные продажи начнутся только летом этого года, а у нас выдалась уникальная возможность потестировать эти машины одними из первых в России.

Несколько интересных фактов про Дастеры. Оказывается, это паркетник номер 1 по продажам за все годы с 2013-го. А еще это самый продаваемый автомобиль с дизельным двигателем в массовом сегменте. Всего в России их продано более 280.000 экземпляров. Теперь в компанию к утилитарному Дастеру добавился стильный Каптюр, который, по мнению многих, тоже ждет успех. А вообще Renault - лидер сегмента SUV, занимает около 40% российского рынка.
5
Renault Drive

Так как тест-драйв подразумевал скоростное прохождение поворотов, инструктор напомнил нам правила того, где нужно замедляться, входить в повороты и выходить из них. Зеленой линией на доске указана правильная траектория, а красной - неправильная:
6
Renault Drive

Утром собрались у берега Ладожского озера. Нас тут поджидали автомобили, на которых предстояло покататься в разных условиях и на разных покрытиях. В каждом автомобиле было по рации, которые предназначались для голосовых команд и советов инструкторов. Новый Колеос мы увидели еще вчера при заселении, а тут он предстал во всей красе в двух разных цветах. Оба ему идут. Про него стоит рассказать отдельно немного.
7
Renault Drive

Это был первый раз, когда я сел за руль Каптюра:
8
Renault Drive

Нас всех поделили на две группы. Одной предстояло проехать внедорожный маршрут через снега, а другим шлифовать лед озера. Мы поехали на внедорожный тест-драйв.
9
Школа Рено

На этом маршруте больше всего запомнилось, как Дастер едет по снежной целине глубиной с полколеса. Отключаешь антипробуксовочную систему, газ в пол и вперед :) Хоть бы раз сел... Коллега поймал меня в кадре в состоянии "радости полные штаны".
10
Renault Drive

Колеос не так уверенно проезжал по снегу из-за бОльшего веса и пару раз застревал. Но полный привод и шипованные шины Continental IceContact 2, тем не менее, делали свое дело. Моноприводным машинам тут было бы совсем неуютно: 
11
Renault Drive

На случай, если кто-то серьезно встрянет в снегу, у нас был очень интересный автомобиль. Изначально это стоковый Renault Duster, обутый в специальный гусеничный комплект. Мы прозвали этот авто Рено Густер :) Эти гусеницы вместо колес - российская разработка. Их можно установить практически на любой полноприводный автомобиль без переделок, так как гусеничные модули крепятся к родной ступице через переходники. На таких гусеницах можно передвигаться по любому покрытию, но предназначены они, в первую очередь, для снега и грязи. Удалось немного порулить Густером по снегу. Ощущения за рулем необычные. Максимальная скорость авто на этих гусеницах - 40-45 км/ч. Для асфальта маловато, а вот по глубокому снегу рассекать самое то, прет как танк. Только радиус поворота огромный, надо все маневры рассчитывать сильно заранее. Рабочая передача - вторая, на первой можно еле тронуться. И трясет за рулем будь здоров.
12
Renault Drive

После внедорожного тест-драйва нас направили прямиком на лед Ладожского озера, обильно уставленный конусами. Здесь нам предстояло научиться выжимать максимум из полного привода на скользком покрытии.
13
Школа Рено

После нескольких ознакомительных кругов по импровизированной трассе, начали занятия с простых упражнений "разгон-торможение". Смысл в том, чтобы научиться разгоняться и тормозить максимально эффективно. С разгоном все более-менее понятно, нужно избегать сильных пробуксовок на старте. Хотя это было осложнено тем, что антипробуксовочная система во время занятий была отключена.

А вот с торможением на льду все сложнее. Во-первых, нужно учитывать тот факт, что ABS удлиняет тормозной путь автомобиля на скользком покрытии. Система призвана предотвратить блокировку колес в торможении, но на льду блокировка как раз позволяет быстрее и эффективнее затормозить за счет того, что шипы на колесах вгрызаются в лед. Поэтому нужно научиться тормозить на грани срабатывания ABS. Надо слушать и чувствовать машину, чтобы приотпускать педаль тормоза, когда система начнет "хрустеть". И еще один нюанс. Если речь идет о скоростном прохождении поворотов, то важно не только эффективно затормозить, но и правильно выбрать момент начала торможения. Чем позднее начнешь замедлять автомобиль - тем быстрее пройдешь трассу.
14
Renault Drive

Потом нас учили правильно рулить между конусами в разных режимах вождения. С рулением, на первый взгляд, все просто. Но задача усложняется, если пытаться проехать между конусами динамично. Колеса скользят, возникает снос передней оси и машина промахивается мимо нужного поворота. Особенно это стало заметно, когда все конусы расставили так, что приходилось сильно замедляться и делать поворот на 180 градусов к другому конусу. А задача стояла максимально динамично пройти такой бешеный зигзаг. Тогда понимаешь важность трех составляющих: выбора скорости, грамотного руления, а также своевременного торможения и разгона.

Например, для меня было открытием, что после прохождения поворота нужно разгоняться вместе с выравниванием руля, даже если машина не вписывается в поворот. То есть, руки и ноги в резком и динамичном повороте должны действовать практически синхронно: плавно продавливаем педаль газа и так же плавно возвращаем руль в ровное положение. Тогда колеса имеют большее сцепление и возникновение сноса будет сведено к минимуму. А если снос уже возник, то возвращение руля позволит колесам зацепиться за покрытие лучше и поехать куда надо, а не куда сносит. Это психологически непросто, скажу я вам.
15
Школа Рено

16
Школа Рено

Следующее упражнение показалось мне более интересным: нужно было проехать всю площадку пуская автомобиль в управляемый занос. При этом нужно вовремя выравнивать автомобиль, чтобы занос не превратился в неуправляемый, и нас не закрутило. Это умение я успел натренировать еще самостоятельно на безлюдных парковках гипермаркетов.
17
Renault Drive

А потом устроили прохождение трассы на время. Тут надо было применить все полученные знания и навыки. Вовремя тормозить, нырять в поворот и набирать скорость, возвращая руль в прямое положение. И умудриться сделать это как можно динамичнее.
18
Школа Рено

19
Школа Рено

20
Школа Рено

Следующий день был даже более запоминающимся. Было три активности: движение в управляемом заносе по кругу, и еще две гонки - в раллийном стиле и по овальной трассе. Управляемый занос по кругу на жаргоне называют "нарезанием бубликов" :) Всегда хотел научиться так делать. Ввести полноприводную машину в управляемый занос по кругу несложно, как выяснилось. А вот удержать ее в этом заносе хотя бы секунд 5-10 оказалось непростым делом. Нужно научиться чувствовать машину, слегка корректировать ее газом и рулем. У меня не получилось удерживать Дастер в заносе по кругу дольше 5-7 секунд. Наверное получалось бы лучше, будь больше времени на практику.
21
Школа Рено

Кольцевую трассу в форме овала, которую назвали "Ипподром", поделили на две равные части. С обоих частей одновременно стартовали машины. Цель - проехать несколько кругов и приехать к финишу раньше противника. Здесь самым важным было максимально эффективно пройти крутой поворот. Попозже затормозить, выбрать эффективную скорость прохода поворота, вырулить и набрать скорость. При этом умудриться не съехать в сугроб из-за сноса :)
22
Школа Рено

Больше всего я получил удовольствия от гонок в стиле ралли. Первый круг проехали с инструктором, он снова напомнил про то, куда надо прижиматься до поворота и после него, чтобы максимально "выровнять" траекторию поворота. Ну и здесь тоже выбор эффективной скорости играл немаловажную роль. Один раз я слишком увлекся и въехал в сугроб. Пришлось вызывать "техничку" и вытаскивать мой Дастер тросом. Зато какой восторг был, когда мне удавалось проходить серию поворотов в управляемом заносе путем раскачки "зада" машины!
23
Школа Рено

Нашел видеоролик о мероприятии с прошлой смены, где катались журналисты автомобильных изданий:



Однозначно могу сказать, что школа удалась. Это было не только интересно и развлекательно, но и очень полезно. К большому сожалению, умением корректно реагировать на аварийные ситуации за рулем обладают очень немногие российские водители. Лично у меня и без курсов был живой интерес познать, как себя ведет автомобиль на скользкой дороге. Я заезжал на пустые парковки и пускал машину в разные нештатные ситуации, чтобы потом из них выйти и запомнить. Пару раз мои навыки точно пригодились, когда на загородных дорогах внезапно возникал ритмичный занос и я успевал выровнять машину. Но сколько таких любознательных автомобилистов в России, как я? Немного. А в Финляндии, между тем, в экзамен по получению водительских прав включены упражнения по контраварийным действиям на скользкой дороге. Просто небо и земля, учитывая, что права в России вообще можно купить...

Огромное спасибо компании Renault Russia за такую возможность! В таких мероприятиях только одна проблема - всегда мало времени :) Только кажется, что понял поведение машины и советы инструкторов, только вошел во вкус и... уже надо делать другое упражнение или идти на обед. Эх... Поискать чтоль место, где можно безопасно покататься на льду вдоволь?


* Добавьте меня в друзья в соц. сетях, там выходят анонсы новых постов:
FB vk tw ins

* Закажите обзор или репортаж в моем блоге. Подробнее тут.

* Другие мои проекты:
- консультации в продвижении сайтов - vitandi.ru
- портал про аренду автомобилей - rentcarus.ru.

* Поделитесь записью с друзьями:

promo unis january 14, 2014 02:08
Buy for 100 tokens
Мой блог входит в ТОП блогов на платформе Livejournal.com. Посетители - люди в возрасте 25-45 лет, продвинутые пользователи компьютерной техники и интернет, со средним уровнем дохода, интересы - автомобили, путешествия, гаджеты, фототехника. Мои публикации часто оказываются в ТОП10 выдачи поисковых…
> То есть, руки и ноги в резком и динамичном повороте должны действовать практически синхронно

Это, в общем-то, абсолютно в любом повороте нужно приучить себя делать. Регулярно вырабатывать у себя привычку любой поворот проходить газом чуть ли не больше, чем рулем - в повседневной езде, и не только на трассе, но и в городе. Тогда и на динамичной "змейке", и на скользком покрытии будет намного легче обойтись без сюрпризов - даже если не натренирован на льду специально.
Тут больше открытие было не в том, как это надо делать, а что это надо делать даже когда сносит ) Вот я поворачиваю, машина не вписывается в поворот, психологически хочется довернуть руль еще и держать его пока машина не повернет. А получается, что надо, наоборот, руль выпрямлять в таких случаях :) Вот в чем сложность поначалу. Ну, то есть, физика процесса понятна. А вот заставить руки и голову делать так не сразу получается

В Германии часто по асфальту чистому такое обученте проводят в рамках сдачи на категорию, но в основном это дополнительная опция

в Германии берётся таратайка и с моста на котором ручник снимаются колёса и ставятся как от тачки чтобы не тормозили, например тачка маленькая с передним привод идеальна - и начинается слалом и ничего не надо мазать маслом ;-)
именно так обучают - и вот фишка - в конца дорожки стоит препод и говорит "В последнюю секунду я тебе махну вправо или влево и ты туда и поедешь" главное что сворачивать нужно прямо перед его носом - как слабо?
Машинки очень симпатичные! Я вот тоже сейчас глаз на Ренушку положила, жду, когда посмотрит специалист. Конечно, речь идет о всего лишь о чуть более молодой машинке, чем мой нынешний Нинсан. :-)
После таких обзоров, еще более остро понимаешь, что нас учат сдавать экзамены по вождению, а не ездить. К слову, наше местное CSDD (ГИБДД) приглашает зимой на практикум по езде в подобных условиях. Наверное, надо будет не побояться следующей зимой записаться.